Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

ТЕМА: «Гражданин- человек свободный и ответственный»

(конспект урока в 9 классе по обществознанию)

Учитель Дзинзирук Р.В.
Эпиграф:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан».

Н. А. Некрасов.
Цели урока:
-учебная: сформировать представления учащихся о гражданине, как носителе основных гражданских ценностей и добродетелей о том, что он имеет права и несёт ответственность; познакомить с эпохой развития прав человека;

- развивающая: продолжить формирование умений работать с документами,

-воспитательная: на примере жизни и деятельности А. Д. Сахарова способствовать воспитанию чувства ответственности, независимости и самостоятельности мышления, личного мужества.

^ Методы обучения: словестный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Средства обучения: документы, учебник, ИКТ, слово учителя.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами беседы

^ Ход урока:


  1. Актуализация опорных знаний

Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось понимание ценности человеческой личности, её достоинства и необходимость со стороны государства обеспечить свободное развитие каждого. Сегодня существует много правовых документов ,закрепляющих права человека.

В каком законе закреплены права и свободы человека и гражданина?

-В какой главе?

Назвать группы прав?

- Какие существуют обязанности?

А кто же такой гражданин?

Что значит быть гражданином?

ТЕМА УРОКА… ( слайд)

План изучения нового материла


  1. Гражданин-человек, имеющий права.

  2. Открытие эпохи прав человека.

  3. Великий гражданин России.

Цель урока и задачи.. ( слайд)

Мы сегодня попытаемся нарисовать портрет идеального, активного гражданина и определить степень нашего соответствия идеалу.

^ Слайд .Задание№1. (Работа в парах)

Написать слова-ассоциации (кластер) к слову «гражданин» ( 3мин)

Слайд. Задание №2 ( Работа в парах)

Продолжить фразу

Гражданин - человек, который

любит____________

переживает___________

действует_____________

протестует__________

требует_________________

потому что____________________

^ Дать самостоятельное определение понятия «Гражданин»
Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин- взрослый человек, а так же форма обращения к нему.
Задание:

- составьте предложения к первому определению;

- составьте предложения ко второму определению;
Записать определения в тетради.

У человека есть обыкновенные человеческие и гражданские чувства.

Что мы называем гражданскими чувствами?

Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей.

Гражданские чувства побуждают людей искать пути улучшения жизни.

^ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ.

Задание. Группа 1

Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими. Затем сократите новый перечень до трёх чувств, Объясните свой выбор.

Гуманность

Скромность

Чувство справедливости

Честность

Чувство долга

Чувство чести

Искренность

Чувство вины

Сочувствие

Милосердие

Чувство ответственности

Задание. Группа 2

Приведите примеры гражданских поступков из истории.

Что служит мотивом гражданского поведения?
Задание. Группа 3

Вы создаёте образ «идеального» активного гражданина страны. Из предложенных качеств выберите те, которые будут для вас решающими.

^ Объясните сой выбор

Патриотизм

Равнодушие

Активная жизненная позиция

Доброта

Любовь к Родине

Образованность

Профессионализм

Самостоятельность мышления

Знание законов

Личное мужество

Какие качества вы поставили бы на 1,2,3 место ? Почему? Ответ свой аргументируйте.
Задание. Группа 4

Придумайте несколько крылатых выражений «Гражданин-это………..» и запишите на листе.
Задание. Группа 5

Выскажите своё отношение к высказыванию «На мой век хватит…..» . Это позиция гражданина или обывателя?

Вопрос. Отчего зависит благополучие общества?

ВЫВОД: Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены: от характера, чувств, воли, мотивов, способностей.
Учитель: с античных времён и до наших дней, понятие «гражданин» связано с правами человека, его свободой и ответственностью.

Вспомните, какими правами обладали граждане древней Греции и Древнего Рима.

Слайд «Права граждан в Древней Греции».

«Права граждан в Древнем Риме».

(Учебник ст.223 Какую ответственность несли граждане?.)

Какой вывод можно сделать?

Рассказ учителя о Новой эпохе прав человека.

XYII- XIX вв.-эпоха Просвещения (период революции) возродили гордое и красивое понятие «гражданин» .Созданы документы, которые закрепили естественные права человека:

^ Конституция США (1787 год )- первая в истории человечества писанная конституция.

Американская Декларация независимости (1776 год)- первая в истории декларация (заявление, объявление) прав человека.

^ 1789 год Великая французская революция провозглашает Декларацию прав человека и гражданина, которая обобщила наиболее передовые достижения юридической и политической мысли.

( даты и события записать в тетрадь).

^

( Извлечения). Ответы на вопросы

Задание 2. Группа №1

Прочитайте отрывок из « Декларации независимости», написанной Томасом Джефферсоном в 1776г.

«Все люди сотворены равными и все одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для того чтобы обеспечить эти права, и создаются государства, получая свою власть по общественному согласию управляемых, и в случае. Если какая-либо форма государственного правления препятствует реализации этих прав. Народ обладает правом сменить или уничтожить её и создать новую форму государственного правления….»

Вопрос. Какие принципы естественного права нашли своё отражение в этом документе?

Задание 2 ГРУППА№2

Прочитайте отрывок из работы «Два трактата о правлении» английского философа 17 века Джона Локка « Человек рождается . как было уже доказан, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире. Он по природе обладает властью не только охранять свою собственность. то есть жизнь, свободу и имущество от повреждений и нападений со стороны других люде. Но также судить ь наказывать за нарушение этого закона других. как того заслуживает…»

Вопрос. Какие три основные естественные человеческие права сформулировал автор в документе.
Задание 2 Группа№3

Жан Жак Руссо в своём трактате «Рассуждения о начале и основаниях неравенства между людьми» говорил о том, что возникновение частной собственности является злом. Которое нарушает «естественное состояние человека». Только государство может уничтожить несправедливость неравенства, предоставив своим гражданам гарантированные законом «естественные права».

Вопрос .Какой смысл автор вкладывал в понятие «естественные права»?

ЗАДАНИЕ 2 Группа№4

Прочитайте извлечение и Французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.)

«Статья1. Люди родятся и остаются лично свободными и равными в правах…

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать то, что не вредит другим; поэтому осуществлению естественных прав отдельного человека полагается предел только необходимостью обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами….
Вопрос. Какая главная идея о правах человека впервые получила законодательное закрепление в данном документе?
^ ЗАДАНИЕ№2 ГРУППА №5

Какие естественные права ( гражданские или личные) закреплены в Конституции РФ. Найдте данные статьи в тексте Конституции РФ.

И ответьте на вопрос – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕ________________________________________________?

^ На каких позициях стояли авторы этих документов?
Вывод: авторы документов стояли на позиции «теории естественного происхождения прав человека, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение».
Вопрос: Кого вы можете назвать настоящим гражданином России?

Что вы слышали об А. Д. Сахарове?
Сообщение ученика о жизни и деятельности А. Д. Сахарова, которое сопровождается слайдовой презентацией.


  • Чему учит судьба А. Д. Сахарова?

  • Назовите основные черты личности А. Д. Сахарова.

  • Кого ещё из наших соотечественников вы надели бы столь высоким званием?

Слайдовая презентация о Почётных гражданах г.о. Балашиха ( Аникеев М.К., Любимов Н.С., Патяко Г.И.,)

Почему эти люди получили звание Почётный гражданин?

Что объединяет этих людей?

Слайд 9А класс Мы граждане России.

Какими правами ,свободами мы наделены и какие имеем обязанности в данный момент?

Всегда ли мы соблюдаем обязанности?

Закрепление.

Составить синквейн понятия «гражданин» (Работа в парах)
ДЗ: п. 35 №5 стр. 222.


Источник: http://dopoln.ru/pravo/233154/index.html
X


Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный

Почему ответственный человек свободный